Осенью 1982 года после окончания съёмок фильма «Вокзал для двоих» Эльдар Рязанов задумался о будущем замысле. «И я решил поискать что-нибудь в классике такое, что было бы созвучно нашей тусклой, сумеречной, неверной эпохе» (Э.Рязанов). Перечитав «Бесприданницу» Александра Николаевича Островского, он решил поставить фильм по этой пьесе.

«Мой контакт с пьесой можно было охарактеризовать — я не боюсь этого сказать — как первозданный. Пьеса мне очень понравилась… Историю о бесприданнице я почувствовал как печальную песню, как грустный романс, как драматическую вещь, напоённую музыкой» (Э.Рязанов).
Над литературным сценарием Рязанов работал очень увлечённо, одновременно перечитывая пьесы Островского, изучая эпоху.
«Мне показалось, что «Жестокий романс» — название верное и ёмкое…» (Э.Рязанов).

(Режиссёрский сценарий. Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

Добиться разрешения на повторную экранизацию всегда сложно, потому что она является повторной. Но на предложение режиссёра экранизировать «Бесприданницу» в Госкино ответили положительно.
Была сформирована съёмочная группа, оператором был утверждён Вадим Алисов, сын Нины Алисовой, которая сыграла Ларису Огудалову в фильме Якова Протазанова.
Эльдар Александрович позвонил Нине Ульяновне и спросил, не возражает ли она, если он примется за новую версию «Бесприданницы». «У нас состоялся очень сердечный разговор, который кончился тем, что Нина Ульяновна пожелала нам успеха и сказала, что будет с нетерпением ждать нашу картину… (Э.Рязанов)

(Режиссёрский сценарий с правками Эльдара Рязанова. Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

Действие картины разворачивается на берегу Волги в вымышленном провинциальном городе Бряхимове в 1877-1878 годах.

(Режиссёрский сценарий с правками Эльдара Рязанова. Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

Так же, как и река, одним из героев будущей ленты стал пароход «Ласточка». Подлинность фактур, эстетичность форм корабля и то, что судно было не бутафорским, а могло ещё и двигаться по Волге, окончательно уводило сюжет от театральной условности.
Практически перед съёмкой каждого кадра Эльдар Рязанов проверял: а что по этому поводу написал классик?

 (Эталонный экземпляр режиссёрского сценария с правками Эльдара Рязанова. Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

Съёмки происходили в подлинных местах: на настоящем колёсном пароходе, на самом старом вокзале, на дебаркадерах, на улицах старинного города Костромы.

(Фото со съёмок фильма «Жестокий романс». Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

Изумительный художник Александр Тимофеевич Борисов нашёл настоящий особняк с двориком и каретным сараем в одном из переулков Москвы. Там снималась квартира Карандышева. Борисов создал для фильма удивительно достоверные интерьеры купеческих особняков, пароходных кают, ресторанов ХIХ века.

(Режиссёрский сценарий с правками Эльдара Рязанова. Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

В фильме была лишь одна декорация, точнее, две, которые в результате образовали одну — дом и двор Огудаловых. Двор Огудаловых был выстроен в Костроме на высоком берегу Волги, а интерьер — в павильоне «Мосфильма».

(Фотография из архива Киноконцерна «Мосфильм»)

Легко и без ограничений двигалась камера оператора Вадима Алисова. У него была уникальная возможность — снимать действие исторической картины на 360 градусов.
“Все финальные эпизоды снимались во время рассветного тумана. Такое решение позволило уйти от ненужных реалий, создать своеобразную непроницаемую среду, некий вакуум, в котором происходили последние трагические события. Этот туман мы придумали вместе с художником Александром Тимофеевичем Борисовым, — писал Эльдар Александрович.
В один из дней на Волгу опустился как раз такой туман, какой нам был нужен. Несмотря на то, что в производственном плане в тот день значилась съёмка других сцен, я всё переиграл, и мы успели снять финал в настоящем тумане. Уверяю вас: так красиво у нас не получилось бы, даже если бы использовали самую современную и совершенную дым-машину».

(Фотография из архива Киноконцерна «Мосфильм»)

Ещё в процессе чтения пьесы Э.Рязанов понял, что главные роли должны исполнять Андрей Мягков (Карандышев) и Никита Михалков (Паратов) и заручился предварительным согласием этих двух актёров.

(Фотография из архива Киноконцерна «Мосфильм»)

Блистательная Алиса Фрейндлих была приглашена режиссёром на роль Хариты Игнатьевны Огудаловой.

(Фотографии из архива Киноконцерна «Мосфильм»)

Как говорил Эльдар Рязанов: «Есть у Мягкова еще одно редкостное качество. Он — поразительный импровизатор. Когда он полностью влез в шкуру персонажа, то может в дубле выдать нечто неожиданное, но абсолютно соответствующее характеру, который играет». И чтобы сделать фигуру Карандышева стереоскопичной, объёмной, режиссёр предложил эту роль Андрею Мягкову, актёру, в котором одновременно сосуществует как положительное, так и отрицательное обаяние.

(Фотографии из архива Киноконцерна «Мосфильм»)

Образ главной героини — Ларисы выписан так, что даёт свободу для самых различных прочтений её характера. Исполнительницей главной роли оказалась студентка последнего курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Лариса Гузеева. Эта роль стала для неё первой и самой главной ролью в кино.

(Фотография из архива Киноконцерна «Мосфильм»)

И поскольку актриса прежде никогда не снималась, не имела никакого кинематографического опыта, все актёры поддерживали её, ободряли, делились своим опытом. «И, мне кажется Лариса Гузеева сыграла свою роль, как говорится, «на полную катушку», не жалея нервных клеток, слёз, чувств» (Э.Рязанов).

(Фотографии из архива Киноконцерна «Мосфильм»)

Очень важны были для Эльдара Рязанова фигуры Кнурова и Вожеватова (Алексей Петренко и Виктор Проскурин).

(Фотографии из архива Киноконцерна «Мосфильм»)

При прочтении пьесы персонаж Робинзона не вызвал у Эльдара Рязанова никаких положительных эмоций. Роль Робинзона в исполнении Георгия Буркова свелась к маленькому эпизоду. Это была последняя совместная работа Э.Рязанова и Г.Буркова. Э.Рязанов: «Несмотря на малый объём роли, персонаж Буркова вносит свою необходимую краску в панораму тогдашней жизни России. Актёр даёт цельное и сочное, как мне кажется, представление о быте, нравах, повадках, манерах провинциального актёрского племени, об их униженности и зависимости от богатых мира сего».

(Фотография из архива Киноконцерна «Мосфильм»)

«Жестокий романс» — восьмая совместная работа Рязанова с Андреем Павловичем Петровым.

(Пластинка с музыкой и песнями из фильма «Жестокий романс».Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

(Пластинка с музыкой и песнями из фильма «Жестокий романс».Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

Музыкальная трактовка фильма сложилась не сразу. Э.Рязанов, обожающий старинные романсы, буквально начинил ими сценарий.
Ни у одной из талантливых поэтесс девятнадцатого столетия не нашлось того, что он хотел: все казались чересчур архаичными. «И тогда я прибёг к помощи моих любимых поэтов — Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной. У них я нашел то, что мне было нужно. В них множество оттенков, тонкостей, которых не было в поэзии того времени…» ( Э.Рязанов).
Но одно стихотворение он написал сам. Это романс «Я, словно бабочка к огню…».
Наряду с песней Паратова на стихи Р. Киплинга и цыганской пляской, сочинёнными Андреем Петровым, в картине звучат и подлинные народные цыганские мелодии.

(Фото со съёмок фильма «Жестокий романс». Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

«Замечательную Валентину Пономарёву, чьим голосом в фильме поёт героиня Гузеевой, мне нашла музыкальный редактор “Мосфильма” Раиса Александровна Лукина. Для Пономарёвой это был не совсем обычный опыт. Прежде она пела в трио “Ромэн”. А тут ей приходилось петь серьёзные тексты» (Э.Рязанов).
В октябре 1984 года на экраны вышел «Жестокий романс».
Некоторые зрители говорили, что «Жестокий романс» смотрится как современная картина. Актуальность фильма состояла скорее всего в том, что герои очень понятны во все времена.

(Рецензии к фильму «Жестокий романс» для американской прессы.
Находятся в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

Тем не менее, когда «Жестокий романс» вышел на экраны, на режиссёра обрушилась критика со стороны литературных и театральных кругов.
«Литературная газета» в дни демонстрации ленты организовала попросту травлю — каждый номер выходил с огромными — в целую полосу — статьями, где от картины не оставляли камня на камне» (Э.Рязанов).
Разгромные статьи появились сразу же в «Молодой гвардии», «Труде», в «Комсомольской правде», в «Советской культуре».
Однако по опросу «Советского экрана», в котором принимали участие десятки тысяч зрителей, фильм был признан лучшей картиной года, Никита Михалков — лучшим исполнителем мужской роли, Вадим Алисов — лучшим оператором, Андрей Петров — лучшим композитором.

В 1985 году фильм «Жестокий романс» получил единодушное признание зрителей на X  Международном кинофестивале Индии  в Нью-Дели. Картина была награждена главным призом фестиваля «Золотой павлин». Фильм широко прокатывался за рубежом.

(Приз «Золотой павлин» X Международного кинофестиваля Индии за фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс».
Из семейного архива Э.Рязанова)

Интересный факт. В «Литературной газете» была опубликована статья Нины Ульяновны Алисовой о фильме «Жестокий романс».
Нина Алисова более тысячи раз сыграла эту роль на сцене. Свою дочь она назвала Ларисой в честь героини Островского. «Бесприданница» для семьи Алисовых — своеобразный и очень дорогой талисман.

«Кинофильм «Жестокий романс» Эльдара Рязанова поднимает историю Ларисы-бесприданницы до трагедии, и это главная победа всего творческого коллектива… Давно такого сильного впечатления от художественного произведения я не испытывала. Я подумала: как велик Островский! Его пьесы безграничны, возможности огромны. Его действующие лица — во всех пьесах — яркие, объёмные, многогранные. И каждый художник вправе ставить его по-своему» (Заслуженная артистка РСФР Н.У.Алисова).