Главные герои культуры «эпохи застоя» – фигуры парадоксальные. Будучи шестидесятниками, впитавшими дух «оттепели», а с ним и романтическое стремление изменить мир, они незаметно для себя оказались в совсем другой эпохе – времени камерных бесед с массовым зрителем. Именно способность говорить с каждым на понятном ему языке, веря в возможности искусства повлиять на человека, объединяет по-настоящему народных творцов – Эльдара Рязанова и Владимира Высоцкого.
Совместный проект Музея Высоцкого и Киноклуба «Эльдар» «Общее время» – попытка посмотреть на эту пограничную культурную эпоху с разных сторон, глазами двух очень разных творцов. С одной стороны, Высоцкий: контркультурный певец неприглядных сторон советской жизни, звезда «Театра на Таганке», ставший культовым певцом эпохи, практически не появляясь на телевидении и официально не издаваясь в печати. С другой, Эльдар Рязанов – революционер жанра советской кинокомедии, автор главных кассовых мейнстримных хитов 50-х – 90-х, которые и сегодня не теряют своей популярности.
Рязанов глубоко ценил Высоцкого, прежде всего, за его способность обращаться напрямую к любому зрителю, благодаря чему тот «одинаково нравится академику, и колхознику, и слесарю, и кинорежиссеру».
Эпоха «застоя» была одинаково «общим» временем для всех, поэтому массовой культуре в СССР было важно предложить аудитории универсальные нравственные ориентиры, с которыми мог бы идентифицировать себя каждый. Рязановские комедии, как и творчество Высоцкого, транслировали веру в порядочность вне зависимости от внешних обстоятельств. При этом по словам самого Рязанова, «принести людям добро» означало для Высоцкого еще и «открыть им глаза на тот мир, который их окружает».
Выставка включает фильмы с первоисточниками: видеописьмо Владимира Высоцкого американскому режиссеру Уоррену Битти и фильм Рязанова «Музыка жизни».
Надеемся, эта выставка позволит увидеть, как два творца, каждый по-своему, отражают общее время, поднимаясь над ним и переходя к разговору о вечном.