Фильму «Счастливая юность» («Весенние голоса»)
55 лет!

«Приёмный экзамен в художественный кинематограф»

В начале 50-х годов в научно-исследовательском кинофотоинституте под руководством Е.М.Голдовского начались работы над новым кинотехническим чудом – широкоэкранным кинематографом.


Технология «широкий экран» обеспечивала зрителям неожиданный по тем временам эффект присутствия, потому что при демонстрации фильма достигалась панорамность и широта картинки.

29 июля 1955 года в газете «Вечерняя Москва» было напечатано:  «Сегодня с утра открылись двери кино «Художественный» — первого в СССР широкоэкранного стереофонического кинотеатра.
Вы входите в зрительный зал, и ваше внимание привлекают укрепленные на стене небольшие динамики. Медленно раздвигается красный бархатный занавес, за которым экран обычного размера. Голос диктора поясняет, что сначала будет для сравнения показан киножурнал на обычном экране. Но вот заканчивается демонстрация киножурнала, и занавес снова раздвигается, чтобы открыть взору зрителей экран во всю его ширину. Он занимает почти всю переднюю стенку. Его ширина 14 метров, высота 5.
Гаснет свет, и мы видим необычное по масштабу замечательное зрелище: панорама праздничной Москвы – нарядные улицы, площади, украшенные цветами, бьющие в высоту сверкающие фонтаны, Во всей своей красе предстает Красная площадь, от края до края видимая нашему взору, праздничный салют, озаряющий вечернее небо многочисленными огнями».

В 1955 году кинотеатр «Форум» стал вторым широкоэкранным кинотеатром в СССР после кинотеатра «Художественный».

24 октября 1955 года в кинотеатрах «Художественный» и «Форум» состоялась премьера первого советского игрового широкоэкранного фильма-ревю «Счастливая юность». Фильм был снят режиссёрами Сергеем Гуровым и Эльдаром Рязановым.


Через два месяца 2 декабря 1955 года этот фильм был выпущен в прокат в обычном формате, но уже под названием «Весенние голоса».
Эльдар Рязанов после окончания ВГИКа в 1950 году становится режиссёром-документалистом. За пять лет работы в документальном кино он побывал на Сахалине, Камчатке, Курильских и Командорских островах, снимал краболовов в Охотском море. Его героями были дети, спортсмены, рабочие, писатели, рыбаки, пограничники, учёные, оленеводы…

Но Рязанов мечтал попробовать свои силы художественном кино. Однажды в разговоре с известным кинорежиссёром-документалистом Леонидом Кристи, Эльдар Рязанов сказал, что в хронике ему стало неинтересно.


И тогда Кристи предложил ему совместно с режиссёром Сергеем Гуровым сделать фильм-ревю о художественной самодеятельности и ремесленных училищах.

Так Эльдар Рязанов стал работать на «Мосфильме».

Фильм-ревю «Весенние голоса» оказался идеальным вариантом для перехода от документального кино к художественному. «В жанре этого фильма были заложены элементы того и другого видов кинематографа. Я мог работать, опираясь на свой опыт хроникера, и осваивать новое» (Э.Рязанов).
С первого же дня работы над фильмом возникло множество вопросов. Работа режиссёра в художественном кино сильно отличалась от работы в документальном кино. «Я не раз вспомнил добрым словом кинохронику. Кинохроника воспитала во мне умение мгновенно ориентироваться в неразберихе событий, молниеносно принимать решение, тут же мысленно составлять монтажную фразу, давать задание оператору, находить наилучшую точку для съемки кадра» (Э.Рязанов).

Фильм «Счастливая юность» («Весенние голоса») — о V Всесоюзном смотре художественной самодеятельности трудовых резервов республик СССР. Учащиеся одного из ремесленных училищ Иван, Нина и Василий представляют своё изобретение — необычный «телевизор», на экране которого транслируются выступления творческих коллективов художественной самодеятельности.

Автором сценария фильма «Счастливая юность» («Весенние голоса») был Борис Ласкин. Через год Эльдар Рязанов и Борис Ласкин будут работать над фильмом «Карнавальная ночь».

Композитором фильма «Счастливая юность» («Весенние голоса») был Анатолий Лепин, с которым Эльдар Рязанов в дальнейшем снимет пять фильмов.

Главную роль сыграла Надежда Румянцева. Через шесть лет фильм «Девчата» принесёт ей мировую известность.

Владимир Сальников, сыгравший роль Ивана Панечкина, снимался будучи школьником.

Тигран Давыдов впервые появился на экране в роли Васи Колокольчикова.

Картина «Весенние голоса» прошёл незаметно. Фильм не поднимал никаких проблем, в нём добросовестно показывалась самодеятельность трудовых резервов. Тем не менее он был первым игровым широкоэкранным фильмом, и как говорил Эльдар Александрович Рязанов – «Весенние голоса» явились для меня как бы приёмным экзаменом в художественный кинематограф…».