Валентин Гафт. С юбилеем!

Эльдар Рязанов хотел снимать фильм “Сирано де Бержерак” и Гафту должна была достаться небольшая роль капитана гвардейцев. Но Валентин Иосифович про неё столько придумал, начитался, подготовился… И рассказал Рязанову целую биографию этого персонажа. Тогда Рязанов решил: “Я никогда с этим артистом связываться не буду!”.

Совместная работа Эльдара Рязанова и Валентина Гафта началась с фильма «Гараж», снятого Рязановым в 1979 году. Валентин Гафт попал в “Гараж” случайно. Рязанов изначально видел в этой роли Александра Ширвиндта. Но его так и не отпустили из театра на съёмки.

Лия Ахеджакова предложила режиссёру обратить внимание на Валентина Гафта, который по счастливой случайности снимался в это время в соседнем павильоне “Мосфильма”. “Ни за что, он меня заговорит!” – услышала в ответ Ахеджакова.

« После совместной нашей работы над «Гаражом» я хорошо понял индивидуальность и характер Валентина Иосифовича. Гафт с трепетом относится к своей актёрской профессии, в нём нет ни грана цинизма» (Э.Рязанов).

Как говорил режиссёр, Валентин Гафт помогал актёрам во время съёмок: объяснял сцены, репетировал, показывал. Именно Гафт своим серьёзным отношением и развитым в нём чувством ответственности задавал интонацию фильма.
В актёре чудовищно развито чувство самооценки. Он всегда недоволен собой, считает, что сыграл отвратительно. Просит снять ещё дубль, в котором он «всё сделает замечательно». И после нового дубля опять нет в Гафте чувства удовлетворения. Самоедство, по-моему, просто сжигает его. Почти не помню, чтобы Гафт был доволен собой
» (Э.Рязанов).

В 1980 году вышел фильм Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово…». По признанию Эльдара Рязанова, нет в его биографии более многострадальной картины, чем эта…

Роль полковника Покровского в этой картине была написана специально для Валентина Гафта.

«Пробы прошли замечательно. Я не знал, что фильм закрывают, а Эльдар Александрович не сказал об этом и очень здорово репетировал, подбадривал. У меня до этого не было больших ролей в кино да ещё такого плана. У Рязанова я всегда кого-то заменял, а здесь роль написана вроде как для меня» (В.Гафт).

«В том, что фильм «О бедном гусаре замолвите слово…» вообще состоялся, был снят – большая заслуга Валентина Иосифовича» (Э.Рязанов).

Своей актёрской и человеческой натурой Гафт обогатил сценарный персонаж.

Песни для фильма были написаны на стихи поэтов пушкинских времён — Петра Вяземского и Дениса Давыдова, а также дореволюционного поэта-шансонье Михаила Савоярова. Валентин Гафт впервые запел с экрана.

«Свободомыслие в стране подавлялось до такой степени, что я удивлён, как картина всё же дошла к зрителям. На площадку нельзя было приходить пустым, нужно было играть с юмором и жёстко. Рад, что коня мне выделили послушного. Когда-то я специально учился верховой езде, но здесь конь был великолепный и умный. Я даже хотел забрать его после съёмок» (В.Гафт).

В 1987 году Эльдар Рязанов представил зрителям мелодраму «Забытая мелодия для флейты». В ней Валентин Гафт блеснул вокальными способностями, исполнив песню «Прощание бюрократа с кабинетом». Эту композицию поэт Юрий Ряшенцев и композитор Андрей Петров написали специально к этому фильму.  Ряшенцев также принял участие в съёмках эпизода с поющим Гафтом. «И мне, честно говоря, стоило большого труда не рассмеяться в кадре, когда Гафт шёл с гармошкой по вагону и исполнял номер «Прощание бюрократа с кабинетом», а кадр требовал серьёзного отношения к этому делу» (Ю.Ряшенцев).

Следующим совместным трудом Э.Рязанова и В.Гафта стала работа в трагикомедии «Небеса обетованные». Съёмки проходили в сложных условиях, на настоящей помойке, продуваемой ветром, постоянно шёл дождь. На роль “президента” Логинова первоначально был утверждён Георгий Бурков, но перед самыми съёмками актёр сломал бедро и попал в больницу. Вскоре Г.Буркова не стало. В итоге Логинова сыграл Валентин Гафт.

«Я не утверждаю, что Гафт сыграл в Президенте себя, но твёрдо убеждён, что ему присущи благородство, вера в людей, искромётный талант лицедея, душевная щедрость» (Э.Рязанов).

В 2000 году сатирическая комедия «Старые клячи» приносит Эльдару Рязанову главный Приз IX фестиваля российского кино, проходящего во французском городе Онфлёр, и «Большой Золотой Пегас» – главную награду на VI ежегодном городском фестивале фильмов о Москве и москвичах «Московский пегас».

В одной из главных ролей снимался Валентин Гафт. «Человек-парадокс» – так называют его друзья и коллеги.

Последней совместной работой Эльдара Александровича и Валентина Иосифовича стал фильм-мюзикл Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя!», снятый в 2007 году. Герой Валентина Гафта претерпел удивительную метаморфозу и превратился из лектора «Карнавальной ночи» в политтехнолога.

«В рязановских картинах есть что играть, а темы такие злободневные, будто сняты сегодня. Его фильмы отстаиваются, как дорогие вина…

Без Рязанова про мою киножизнь и сказать было бы нечего. Всё самое лучшее связано с ним! Он добрый, лёгкий, влюблённый в артиста, которого снимает» (В.Гафт).

Кадры из фильмов предоставлены информационным центром «МОСФИЛЬМ-ИНФО» Киноконцерна «Мосфильм»

https://cinema.mosfilm.ru/