Газета «Новые известия» от 20 сентября 2011 года

Газета «Новые известия» от 20 сентября 2011 года

«Выкрутасы» Гарри Бардина

Свой юбилей знаменитый режиссер отметил творческим вечером.

Поздравить режиссера анимационного кино Гарри Бардина с 70-летним юбилеем пришли Владимир Меньшов, Петр Тодоровский, Николай Цискаридзе, Вениамин Смехов, Клара Новикова и многие другие. Сам именинник не только принимал многочисленные поздравления, но и порадовал собравшихся в киноклубе «Эльдар» задорным танцем с коллективом цыганского театра «Ромэн» и спетой под занавес песней «Дорогие москвичи».

Свои «Выкрутасы» (так назывался творческий вечер Гарри Бардина) режиссер начал с того, что в обход юбилейных формальностей отказался занять стоящий на сцене огромный трон – кресло из фильма «Берегись автомобиля». «По форме все соблюдено: юбилей, юбиляр и кресло, – заметил Гарри Яковлевич. – Но я противник подобных традиций, поскольку это чем-то напоминает торжественную гражданскую панихиду в присутствии живого покойника».

В преддверии своего 70-летия Гарри Бардин сказал в интервью «НИ», что «юбилей – это определенный этап, но не итог». Поэтому сам режиссер и его гости отметили основные вехи творческого пути Гарри Яковлевича, не забывая пожелать будущих мультипликационных свершений. Так, Бардин рассказал, что «Летучий корабль», несмотря на все снятые им впоследствии фильмы, остается его визитной карточкой, и рассказал связанную с этим комическую историю. «Как-то столкнулся с актером Олегом Леваковым. Тот говорит: «Что-то лицо знакомое. Где я мог вас видеть? По телевизору мог?» Я ответил, что мог. «А, вы мультики делаете! А какой, напомните». Гарри Бардин назвал «Летучий корабль». «Как, вы разве еще живы?!» – изумился Леваков.

Бардин отметил, что Водяной из «Летучего корабля» стал такой долгоиграющей фигурой благодаря Максиму Дунаевскому, который писал музыку к этому фильму. Композитор, выйдя на сцену, сказал, что с момента создания фильма прошло более 30 лет, на протяжении которых «мы дружим, встречаемся, с удовольствием выпиваем вместе», и посетовал, что «мы делаем все, кроме одного – мы не работаем вместе». И Дунаевский, для иллюстрации этой мысли, исполнил песню на мотив Водяного.

«Я вспоминаю молодые годы, замечательное было общежитие у метро «Алексеевская», где жило много актеров и тараканов, но более счастливого места на Земле я не знал, – рассказал Бардин. – На одном из вечеров был Володя Меньшов, который познакомил меня с замечательным человеком-оркестром. Он играл на гитаре как бог, и у него была потрясающая музыкальная память. С того памятного вечера началась дружба на всю оставшуюся жизнь». Гарри Яковлевич говорил о Петре Тодоровском, который вышел на сцену с гитарой и продемонстрировал свои музыкальные способности, исполнив несколько этюдов.

Помимо многочисленных букетов и теплых поздравлений, которыми «завалили» именинника, коллектив цыганского театра «Ромэн» преподнес Гарри Бардину особый подарок – режиссеру было присвоено звание «ром баро», что переводится как «уважаемый цыган». Свой вклад в развитие цыганского искусства Бардин сделал, сняв цыганскую притчу «Прежде мы были птицами». «Это очень уместно – у меня как раз нет звания», – отметил Гарри Яковлевич. Действительно, несмотря на огромный вклад, который Бардин внес в российскую мультипликацию, несмотря на многочисленные награды престижных кинофестивалей, в том числе Каннского, в России режиссер до сих пор формально не стал ни народным, ни заслуженным артистом.

Екатерина Чуковская, заместитель министра культуры, отметила, что «чудесное искусство Гарри Яковлевича заключается в том, что он обращается к детям как к будущим взрослым, а к взрослым как к подросшим детям». «Я вас очень люблю, но некоторые ситуации, связанные с вами, вызывали в моей семье конфликты, – рассказала замминистра. – Например, мой 6-летний сын, желая сделать комплимент няне в день рождения, сказал: «Галечка, ты так похожа на Чучу». И моя молодящаяся, хрупкая няня требовала объяснений от меня». «Ребята, завидуйте, – меня любит замминистра культуры!»– отреагировал Гарри Яковлевич.

А Николай Цискаридзе, эффектно появившийся в танце под музыку одного из эпизодов «Гадкого утенка», сказал, что обожает этот фильм. «Там есть замечательная фраза: мир простирается до забора, а от забора через пасторский луг, а что дальше – никто не знает. Ваше творчество позволило нам всем заглянуть и узнать – что же дальше. Спасибо вам за тот мир, который вы продлили, что вы не жили за забором и не позволили жить за забором нам».

ЕЛЕНА РЫЖОВА

Videos, Slideshows and Podcasts by Cincopa Wordpress Plugin

Эхо Москвы За Калужской заставой Эхо Москвы Сова Семь дней