В этом году исполняется 40 лет со дня выхода фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово».
Представляем вашему вниманию виртуальную выставку.

«Это произошло лет сто, а может, и двести назад, так что очевидцев скорее всего не осталось…».
(Из книги Григория Горина «О бедном гусаре замолвите слово»)

Девятнадцать лет спустя после выхода фильма «Гусарская баллада» Эльдар Рязанов вновь обратился к гусарской теме – снял фильм «О бедном гусаре замолвите слово». Между двумя этими картинами было очень большое различие, но и немалое сходство. Если в «Гусарской балладе» воспевалось воинское мужество, то в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» — гражданская доблесть. «Гусарская баллада» — героическая музыкальная комедия, «О бедном гусаре замолвите слово» — трагикомедия. Как говорил режиссёр, «мне хотелось, чтобы потом рассказ перерастал в произведение серьёзное, социальное, проблемное».
Сценарий был написан летом 1978 года в с драматургом Григорием Гориным. Его пьесы «Забыть Герострата», «Тиль», «Самый правдивый» ставились с успехом во многих театрах.

Григорий Горин(Григорий Горин. Фото из семейного архива Э.Рязанова.)

Изначально сценарию дали название «Расстрельная комедия». Соавторов прельщал и манил трагический жанр, поэтому сценарий было решено написать так, «чтобы было озорно и страшно, весело и трагично, бесшабашно и горько. При написании сценария нам хотелось столкнуть, перемешать две русские стихии: одну — разудалую, гусарскую, любовную, хмельную, жизнерадостную и другую — страшную, фискальную, тюремную, жандармскую, паучью, гнетущую. Из сплетения этих двух стихий и родился фильм «О бедном гусаре…», родилось и его особенное жанровое смешение» (Э.Рязанов).

(Режиссёрский сценарий. Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

В процессе съёмок фильм находился под неусыпным надзором руководства, во время подготовительного периода картину дважды закрывали.
Осенью 1979 года картина была принята к производству на ТО «Экран».

(Сценарий с правками Эльдара Рязанова. Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

В декабре 1979 года Советская Армия начала военные действия на афганской территории. Руководящие оклики на режиссёрский сценарий последовали немедленно, даже встал вопрос о закрытии фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Сценарий пришлось переработать. Если в первоначальном варианте действовал жандармский майор Мерзляев, то в новой версии он сменил военный мундир на штатский сюртук.
Съёмки сопровождались бесконечными придирками кураторов всех мастей. Сценарий называли идеологически вредным. Неудивительно, что он продолжал постоянно дорабатываться и перекраиваться.

К марту 1980 года съёмочная группа была полностью сформирована, все главные герои найдены, костюмы сшиты и упакованы для выезда в двухмесячную экспедицию в Ленинград. Буквально за день до отъезда Рязанов узнал, что картину решено закрыть по личному распоряжению председателя Гостелерадио без объяснения причин.
И вновь наступил период мучительной борьбы режиссёра за свое многострадальное детище. Спустя время фильм снова разрешили снимать.

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово»)

Режиссёр пригласил в картину «своих» великолепных актёров, с которыми неоднократно работал на съёмочной площадке. Роль Мерзляева — ключевая, одна из самых важных в сценарии «О бедном гусаре замолвите слово» — писалась сразу же с прицелом на Олега Басилашвили.

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Олег Басилашвили)

Кандидатура Евгения Леонова на роль Бубенцова возникла в самом начале подготовительного периода. «Амплитуда» образа была велика — от гротескового исполнения Отелло на провинциальной сцене до восхождения на роль «самозванца на плаху».

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово»)

«Огромный опыт и широкий диапазон артиста — от трагедии до фарса — позволили ему создать в нашей ленте труднейший трагикомический образ», — так вспоминал о работе Евгения Леонова Эльдар Рязанов.

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово»)

Евгений Леонов очень точно показал, как в Бубенцове сосуществуют, переплетаясь, два начала — человеческое и актёрское.

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Евгений Леонов)

«Когда еще писался сценарий «О бедном гусаре замолвите слово…», мне было ясно, что роль полковника Покровского предназначается для Валентина Гафта. Почему я видел в этой роли именно Гафта, я объяснить бы не смог. Чувствовал, что лучше его эту роль никто не сыграет» (Э.Рязанов)
Благодаря искусству гримёра Татьяны Ковригиной, которая нашла удачный грим Гафту, лицо полковника, покрытое сабельными шрамами, сразу же с первого взгляда говорило о доблестной биографии героя. Гусарский мундир как влитой облегал мощную фигуру актёра.

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Валентин Гафт)

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово»)

В фильме «О бедном гусаре замолвите слово» Георгий Бурков сыграл роль Егорыча — крепостного камердинера графа Мерзляева. «Я считаю работу Буркова одной из самых удачных в фильме. Образ, созданный артистом, получился неоднозначным… Персонаж, как мне кажется, получился выпуклый, живой, многогранный, в чём-то неожиданный, но цельный. И здесь в первую очередь заслуга артиста» (Э.Рязанов).

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Георгий Бурков)

После довольно долгих поисков и кинопроб группа утвердила на главную женскую роль Ирину Мазуркевич из Ленинградского театра имени Ленсовета. На кинопробе она прелестно спела какую-то милую песенку, чем окончательно пленила всю съёмочную группу и в одной из пикантых сцен смогла сохранить чистоту, непосредственность и наивность. В итоге Ирина Мазуркевич обогатила роль, внесла в образ Настеньки краски, свойственные ей самой.

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Ирина Мазуркевич)

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово»)

Музыка к фильму написана Андреем Петровым. Вальс Андрея Петрова, написанный к этому фильму, стал удивительным сочетанием современности и вместе с тем старины.
Съёмки кадров эпизода проезда гусар по Губернску Эльдар Рязанов снимал под музыку марша или задорной, огневой польки, чтобы участники съёмок прониклись радостным, озорным настроением.

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово»)

Песни и романсы написаны Андреем Петровым на стихи великих русских поэтов: Петра Вяземского, Марины Цветаевой, Михаила Светлова. Их исполняют не певцы, а актёры, снимавшиеся в картине: Валентин Гафт, Станислав Садальский, Ирина Мазуркевич. Все они пели впервые в жизни.

(Фото со съёмок фильма «О бедном гусаре замолвите слово»)

(Рукопись Э.Рязанова. Из семейного архива Э.Рязанова. Находится в основном фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

В фильме три песни должны были звучать как закадровое сопровождение. Эти песни поёт Андрей Миронов, у которого вокальный опыт к тому времени уже не уступал драматическому.
В 1981 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку с музыкой из этого фильма.

(Пластинка с музыкой из фильма. Находится в основном фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

В ноябре 1980 года состоялась приёмка фильма худсоветом «Мосфильма». Больше всего претензий у членов комиссии оказалось к самой концепции фильма. Например, сцену с похоронами Бубенцова безжалостно вырезали буквально за пару дней до телепремьеры. «У нас оставалось только одно право, к которому в конце концов и свелась вся эта длинная битва с телевидением, — право довести картину до конца. — с грустью писал Рязанов. — Мы отдавали многое, лишь бы уцелела картина…» (Э.Рязанов)
Премьера двухсерийного телефильма «О бедном гусаре замолвите слово» состоялась 1 января 1981 года. Конечно, картину трудно было смотреть в расслабленной праздничной обстановке, сразу же утрачивался смысл и второй план произведения. Фильм практически не заметили.

(Оригинал телевизионной программы 1 января 1981 года)


Пять лет лента пролежала на полке.
4 января 1986 года фильм «О бедном гусаре замолвите слово…» показали по телевидению по первой программе.
В 2001 году Эльдар Рязанов задумал поставить пьесу
«Расстрельная комедия» по фильму «О бедном гусаре замолвите слово» в театре Сатиры. Композитор Андрей Петров написал к ней много изумительных музыкальных номеров. Но этот проект не состоялся. «Мне очень хотелось дебютировать в театре: мюзикл на сцене я никогда не ставил, и пьеса меня воодушевляла. Но понял, что не получится» (Э.Рязанов). 

(Сценарий пьесы «Расстрельная комедия» с рукописным текстом Э.Рязанова.
Находится в основном фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

((Сценарий пьесы «Расстрельная комедия» с рукописным текстом Э.Рязанова.
Находится в основном фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»).

https://cinema.mosfilm.ru/