Олег Басилашвили.
Артист-оркестр!

«Небеса не поскупились, отпустив Басилашвили и высокий рост, и красивое лицо, и обаяние, и осанку, и благородство манер, и главное — замечательный актёрский талант…» (Э.Рязанов).

«К моменту нашего знакомства Эльдар Александрович уже был прекрасным режиссёром» (О.Басилашвили).

Впервые Эльдар Рязанов увидел Олега Басилашвили на сцене Большого Драматического театра имени Горького в роли Людовика XIV булгаковского «Мольера». Рязанов сразу же сказал артисту: «Не понимаю, почему я не снимаю Вас в своих комедиях..».

Первая совместная работа Эльдара Рязанова и Олега Басилашвили началась с фильма «Служебный роман», снятого в 1977 году. Эльдар Александрович говорил: «Работать с Олегом Валериановичем — счастье для режиссёра…».

В фильме «О бедном гусаре замолчите слово» Олег Басилашвили сыграл роль Мерзляева. Эта роль была одной из самых важных в сценарии и писалась сразу для Олега Басилашвили.

«Я очень люблю Олега, дружу с ним, ценю его душевные качества. Он скромен, застенчив, ему совсем не свойственна настырная напористость, он бессребреник, прекрасный муж и отец, добр, дисциплинирован, лишен какого бы то ни было самомнения, приветлив, расположен к людям. Написал я всё это и подумал: а ведь действительно обидно, имея такие чудесные свойства характера, играть тварь и душегуба…» (Э.Рязанов).

Уже в процессе написания сценария «Вокзал для двоих» предполагалось, что Олег Басилашвили сыграет роль положительного героя – Платона Рябинина. В сценах, которые снимались в исправительной колонии, актёр играл в подлинном костюме заключённого, снятого с одного из узников.

Людмила Гурченко исполнила в этом фильме главную роль. «Находясь за кадром, она подыгрывала Олегу Басилашвили и, помогая мне вызвать у него нужное состояние, плакала, страдала, отдавала огромное количество душевных сил только для того, чтобы партнёр сыграл в полную мощь» (Э.Рязанов).

Олег Басилашвили снялся в шести фильма Эльдара Рязанова. Одной из важных ролей была роль писателя Горюнова в фильме «Предсказание». «В писателе Горюнове проглядывались биографические детали, черты характера, истории и случаи, взятые из жизненного опыта В. Аксёнова и Б. Васильева, В. Войновича и Ю. Трифонова, Б. Окуджавы и Г. Горина. Наделил я героя и кое-чем личным… (Э.Рязанов).

Басилашвили разбирается в тончайших нюансах поведения человека и способен передать любой из них. Пожалуй, сравнив его дарование с одним лишь, пусть совершенным инструментом, я всё же обеднил его.

Скорее, Басилашвили — это артист-оркестр! (Э.Рязанов)

Кадры из фильмов предоставлены информационным центром «МОСФИЛЬМ-ИНФО» Киноконцерна «Мосфильм»

https://cinema.mosfilm.ru/