Георгий Бурков. «Будет, что вспомнить…»

«Бурков — типичный пример «самородка»… Оттого что он частенько играл простоватых мастеровых, людей необразованных, зрителю могло показаться, что он и сам такой в жизни. Однако при первом же общении с Бурковым становились заметны его высокая культура, образованность, тактичность, подлинная интеллигентность. И, что свойственно отнюдь не всем артистам, глубокий ум» (Эльдар Рязанов).

Георгий Бурков играл в основном второстепенных персонажей. Однако его образы полюбились публике, а многие из реплик его героев «Я за машину Родину продал!», «Устроим гигантский сабантуй, пропьём эти шальные деньги, зато потом будет что вспомнить…» стали крылатыми.
Чувство юмора Георгий Бурков сохранил на всю жизнь. Возможно поэтому учёба на юридическом факультете Пермского университета показалась ему скучной. Он ушёл с третьего курса. Часами он сидел в библиотеке им. Горького.  Библиотекари прозвали Жору (так все называли Георгия Буркова) «книжным червём». Сегодня в этой библиотеке висит портрет Георгия Ивановича Буркова…
Уже тогда Георгий Бурков проявлял актёрские способности. По словам брата, он с удивительной точностью мог изобразить любого из многочисленных родственников. По вечерам он посещал театральную студию при Доме офицеров, а днём снова пропадал в библиотеке.
«В двадцать с хвостиком он решил посвятить себя сцене, — вспоминает актёр и режиссёр Пермского театра драмы Владимир Гинзбург. — Мы работали тогда в здании, где сейчас ТЮЗ находится. У нас была верхняя гримёрка для молодёжи. Внешность у него была неактёрская — очень худой, высокий парень. Мы подружились. Это был оригинальный человек, очень талантливый, наделённый блистательным умом».

Георгий Бурков преклонялся перед своей супругой, коллегой по Театру Станиславского Татьяной Ухаровой, обожал дочку Машеньку. Татьяна Ухарова пишет в своих воспоминаниях: «Он был добр, вырос в любви и заботе, обожал своих родителей… Если было плохо на душе — садился писать. Это были его личные, даже интимные записи: наблюдения, впечатления о людях, умерших и ныне здравствующих — всё в стол…».
В кино Георгий Бурков был любимцем двух крупных режиссёров — Василия Шукшина и Эльдара Рязанова.
В последней картине Василия Шукшина «Они сражались за Родину» Георгий Бурков сыграл рядового Сашку Копытовского. Во время съёмок картины во сне умер Василий Шукшин. Тело лучшего друга обнаружил именно Георгий Бурков, которому судьбой будет отведено ещё долгих 16 лет…

Первую роль в кино Георгий Бурков сыграл в фильме Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Когда ассистент режиссёра привела Георгия Буркова, Рязанов посмотрел на него и сказал: «У него идеальное лицо для роли спившегося русского интеллигента». Во время кинопробы Эльдар Александрович сразу понял, что встретился с прекрасным, тонким артистом.

Герои этого фильма совершают немало бесчестных поступков, охваченные психозом от свалившихся на них денег, писал режиссёр. «И лишь один персонаж, которого играл Г. Бурков, был бескорыстен, не заражен алчностью, наполнен чистотой и доброжелательностью, несмотря на свою пагубную слабость. В этой небольшой роли, с которой началось наше многолетнее содружество, полной мерой проявилось замечательное дарование актёра. Прежде всего, невероятная, я бы сказал, из ряда вон выходящая естественность, органичность, искренность поведения в кадре. Природа наградила Георгия Ивановича чувством доброты, лукавством, обаянием» (Э.Рязанов).

В фильме «Старики-разбойники» Георгий Бурков сыграл роль незадачливого прокурора, который был всегда в перевязках, пластырях или гипсе от загадочной «бандитской пули».


Приступая к съёмкам фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», Эльдар Рязанов снова обратился к артисту с просьбой выступить в своём старом амплуа. В фильме требовался персонаж, который отправил бы Лукашина в Ленинград и которому бы зритель безоговорочно поверил, что он сделал это случайно. «Кто же мог лучше устроить эту путаницу, чем Бурков? Он стал к тому времени крупным, популярным артистом, покончившим с пьющими персонажами…» (Э.Рязанов).


В «Служебном романе» Георгию Буркову сыграл роль завхоза.
В «Гараже» роль Фетисова, крестьянина, у которого золотые руки, который бросил деревню ради города, — была написана специально для Буркова. «Какому еще артисту можно было доверить такую непростую реплику, как: «Я за машину родину продал!»? Для меня участие Буркова в «Гараже» было вопросом принципиальным. Его заменить на другого исполнителя я бы не смог…» (Э.Рязанов).


В трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово…» Бурков сыграл роль Егорыча, крепостного камердинера графа Мерзляева. Режиссёр считал работу Буркова одной из самых удачных в фильме.
Последней совместной работой Эльдара Рязанова и Георгия Буркова стала картина «Жестокий романс».
Заканчивая работу над сценарием «Небеса обетованные», Эльдар Рязанов предложил роль Президента Георгию Буркову. Актёр ответил, что он свободен и готов для работы. Был май 1990 года. Дома у Георгия Буркова была большая библиотека. Читал он постоянно. Однажды, потянувшись за книгой на верхнем стеллаже, он упал, сломав шейку бедра. Актёр лежал в больнице, полагая, что скоро сможет сыграть роль Президента у Эльдара Рязанова.

Он умер в 19 часов 19 июля 1990 года.

«Всеобъемлющему таланту Буркова были подвластны любые жанры как в кино, так и на сценических подмостках. И каждый раз, сталкиваясь с этим артистом, я поражался тому, что не могу понять, как, какими средствами он добивается такой поразительной органики…» (Э.Рязанов).