Андрей Петров

«Он мог быть в своей музыке совершенно разным…»

«Я считаю, что судьба подарила мне потрясающего соавтора. Я должен сказать, что Андрей Петров — человек замечательного благородства, доброты, нежности, застенчивости. Я абсолютно уверен в том, что его музыка будет звучать так, как музыка Чайковского, Рахманинова, Шостаковича» (Э.Рязанов).

Андрей Павлович Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Окончил музыкальное училище имени Римского-Корсакова и Ленинградскую государственную консерваторию.

Писал музыку к фильмам режиссёров: Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Ивана Пырьева и Ролана Быкова, Станислава Ростоцкого и Виталия Мельникова, Леонида Менакера и Алексея Германа.

Андрей Петров — автор балетов, оперных и симфонических произведений. Он создал такие яркие музыкальные произведения, как опера «Пётр Первый», вокально-хореографическая симфония «Пушкин», опера-феерия «Маяковский начинается», а также балеты «Сотворение мира», «Мастер и Маргарита».


Всенародную любовь ему принесли музыка и песни к популярным фильмам. Первой стала ленфильмовская лента «Человек-амфибия».

Андрей Павлович — любимый композитор двух режиссёров — Эльдара Рязанова и Георгия Данелии. Однажды Данелия прислал ему на какой-то праздник телеграмму: «Дорогой Андрюша, поздравляю тебя и очень прошу — пиши музыку к фильмам Рязанова немножко похуже, чем к моим».

Одной из самых популярных стала музыка Андрея Петрова к фильму «Берегись автомобиля!».

«Нас познакомили и Эльдар Александрович попросил меня что-нибудь сыграть на рояле. Я недолго думая стал наигрывать вальс. Смотрю на реакцию режиссёра и понимаю, что не впечатлил. Поморщившись, Рязанов спросил: «А вот песни из «Человека-амфибии» или «Я шагаю по Москве» сможете исполнить?» — «Проще простого», — ответил я. И запел: «Эй, моряк, ты слишком долго плавал…» Лицо Рязанова просветлело, он заулыбался — и это стало первым шагом к нашей многолетней дружбе» (А.Петров).

Благодаря таланту Андрея Петрова музыка из “внешнего фактора” превратилась в один из голосов драматургии”.

«В «Берегись автомобиля», «Зигзаге удачи» и «Стариках-разбойниках» песен совсем нет да и музыки стало значительно меньше. Кажется, что я увёл её на второй план. На самом деле это не так. Музыка из внешнего фактора превратилась в один из голосов драматургии, вошла в ткань картин более глубоко, более органично» (Э.Рязанов).

В «Зигзаге удачи» вальс окрашивает всё особым настроением, придавая фильму новогоднюю праздничность. Главная тема одновременно и иронична, и печальна.

В 1976 году, гуляя по осеннему лесу, Эльдар Рязанов сочиняет стихотворение «У природы нет плохой погоды». Андрею Петрову он говорит, что нашёл эти строчки у Вильяма Блейка, английского поэта конца XVIII века. Петров поверил. Так случился их «служебный роман»…

«В «Гараже» я не дал развернуться дарованию Андрея Павловича — в этой суматошной истории было не до музыки, — и тем не менее композитор ухитрился написать трогательную, человечную, хватающую за сердце мелодию для тромбона, которая подчеркнула смешные и одновременно невесёлые события, происходящие на экране» (Э.Рязанов).

В фильме «О бедном гусаре замолвите слово…» музыка и песни являются одним из главных компонентов. Для этой картины композитор написал песни на стихи поэтов пушкинского времени: Петра Вяземского и Дениса Давыдова, а также дореволюционного поэта-шансонье Михаила Савоярова и других. «А как сделан вальс! Петрову удалось создать удивительное впечатление — и современности и вместе с тем старины. Это сочетание вообще свойственно всей музыке к «Бедному гусару», но в вальсе удалось особенно» (Э.Рязанов).

В 1969 году Эльдар Рязанов собирался снять фильм по пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Подготовительный период по фильму состоялся: был утверждён актёрский состав, готовились декорации, шились костюмы 17 века. Андрей Петров написал марш на слова «Дорогу гвардейцам-гасконцам». Фильм снимать запретили…

Для фильма «Старые клячи» Андрей Петров сочинил три песни на стихи Эльдара Рязанова: «Мчатся годы – непогоды» в духе русской песни, романс генерала «Последняя любовь» и озорную песню, которую героини поют на суде».

Андрей Павлович — большой шутник. Однажды на фестивале «Золотой Остап» он создал «Большой Петровский симфонический оркестр». На пионерском барабане, трещотке, дудочке и даже на стиральной доске при помощи поварёшки в оркестре играли тогдашний губернатор Петербурга Владимир Яковлев, Андрей Толубеев, Эльдар Рязанов, Александр Ширвиндт. Исполнялась музыка из кинофильма «Берегись автомобиля!» Сам маэстро дирижировал оркестром и солировал на губной гармошке.

Эльдар Рязанов и Андрей Петров: 30 лет и 14 фильмов вместе.

«В начале работы Эльдар Александрович обычно заявляет: «В музыке я ничего не понимаю, и поэтому, какая будет музыка, в каком стиле, какие будут играть инструменты, вы решайте всё сами… Но если ему музыка чем-то не понравится, то тут приходится волей-неволей с ним соглашаться, потому что, как правило, он бывает прав и очень тонко ощущает уязвимые места в партитуре.

Я считаю Рязанова в полном смысле слова соавтором многих счастливых находок в музыкальном решении его фильмов…» (А.Петров)

*Фотографии из личного архива Ольги Андреевны Петровой